Генеральной Ассамблеей ООН, резолюцией от 21 ноября 2003 года, день 9 декабря, начиная с 2004 года, провозглашен Международным днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно статье 1 названного Закона, под коррупцией понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Одной из первостепенных задач органов прокуратуры является противодействие коррупционным проявлениям, представляющим реальную угрозу стабильности и безопасности общества, подрывающим доверие к институтам государственной власти, и в первую очередь к правоохранительным органам, что влечет к росту социальной напряженности.
В числе приоритетных направлений данной деятельности является надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, о целевом использовании государственного и муниципального имущества, о бюджете, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В рамках осуществления надзора в сфере противодействия коррупции прокуратурой района за период 10 месяцев 2019 г. выявлено 42 нарушения федерального законодательства, в целях устранения которых внесено 15 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц, принесено 9 протестов на незаконные нормативные правовые акты, направлено 3 материала проверки в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ об уголовном преследовании.
Нарушения закона выразились в несоблюдении служащими ограничений, запретов и обязанностей. Имелись факты конфликта интересов.
Так, например, прокуратурой района принимались меры реагирования в связи с неисполнением требований о запрете на участие в органах управления коммерческой организацией, осуществление предпринимательской деятельности лицами, замещавшими должности руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований. Указанные факты выявлены прокурором в деятельности контрольно-счетных органов Андреевского и Вощажниковского сельских поселений. По требованию прокурора нарушения закона устранены.
Как показывает практика надзорной деятельности, до настоящего времени не всеми организациями, принимаются меры по предупреждению коррупции, предусмотренные статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В период 10 месяцев 2019 г. прокурором района в связи с выявленными нарушениями требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в адреса руководителей различных организаций и учреждений района внесено 12 представлений об устранении нарушений федерального антикоррупционного законодательства, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
На территории Борисоглебского района совместная деятельность правоохранительных и иных контрольно-надзорных органов организована посредством работы межведомственной рабочей группы по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия коррупции. В состав данной рабочей группы входят не только представители силовых ведомств (ФСБ, МВД, СКР), но и органов финансового контроля (контрольно-счетная палата, управление финансов), что позволяет более эффективно реализовывать мероприятия, направленные на выявление и пресечение коррупционных нарушений, в том числе в бюджетной сфере.
Предпринимаемые меры координационного характера позволили активизировать работу по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.
Прокуратурой района в рамках противодействия преступности и эффективного взаимодействия правоохранительных органов налажен взаимный обмен информацией о нарушениях в различных сферах, в том числе наиболее подверженным преступным проявлениям.
В последнее время широко практикуется проведение совместных целевых мероприятий, что положительно сказывается на эффективности принимаемых мер.
Так, проведенная работа позволила сотрудникам прокуратуры района вскрыть факты фиктивного приема на работу одним из руководителей муниципального общеобразовательного учреждения граждан на протяжении ряда последних лет путем совершения служебного подлога из иной корыстной заинтересованности.
В последующем выявленные факты служебного подлога послужили основанием для направления прокурором в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении директора учреждения.
Следственным комитетом на основании материалов прокурорской проверки в отношении директора муниципального образовательного учреждения было возбуждено два уголовных дела по части 1 статьи 292 УК РФ (служебный подлог). Уголовное дело находится в суде на рассмотрении по существу.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры района.
Следует отметить, что усилий одних только правоохранительных органов в борьбе с коррупционными преступлениями недостаточно. Антикоррупционные мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только своевременно пресекать факты коррупции, но также выявлять и устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и общества.
Прокуратура Борисоглебского района