Статьи и обзоры nachodki.ru
Компетенция деятельности каждого из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних различна. К примеру, орган опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, вправе немедленно отобрать ребенка, как у родителей, так и у других лиц, на попечении которых он находится. В свою очередь, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП) в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выявление фактов жестокого обращения с детьми возможно КДН и ЗП при осуществлении ими проверок в следующих учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1) общеобразовательных организациях общего образования, образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального образования и других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них; 2) образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 4) специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа органов управления образованием; 5) специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием. При этом, детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов. При выявлении фактов недозволенных методов воспитания и обращения с несовершеннолетними, воспитывающимися, находящимися либо содержащимися в вышеперечисленных учреждениях, КДН и ЗП обязаны информировать о таких нарушениях правоохранительные органы с целью защиты прав и свобод несовершеннолетних, для дальнейшего проведения процессуальных проверок и решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, по ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Кроме должностных лиц учреждений, где временно или постоянно находятся несовершеннолетние, уголовная ответственность в случае жестокого обращения с детьми наступает и для родителей. Для преступлений этой категории характерна высокая степень латентности, поскольку преступные действия совершаются внутри семьи и вскрыть такие факты посторонним лицам зачастую непросто. Как правило, родители либо иные лица не исполняют обязанности по воспитанию детей на протяжении определенного периода времени, одновременно допускают жестокое обращение с детьми. Законодателем установлено, что в таких случаях считается, что ребенок проживает в семье, находящейся в социально опасном положении. По закону семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей установлены статьей 63 Семейного кодекса РФ: родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В случае нарушения вышеуказанных норм семейного законодательства КДН и ЗП могут самостоятельно применить меры воздействия в отношении родителей несовершеннолетних в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, без помощи органов внутренних дел. Меры воздействия КДН и ЗП применяются к родителям (законным представителям) несовершеннолетних, как правило, в случаях ненадлежащего исполнения указанными лицами обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, объем неисполнения которых недостаточен для привлечения виновного к уголовной ответственности. Такой мерой воздействия является, например, административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа, которое предусмотрено ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На ранней стадии профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних особое внимание должно уделяться своевременно полученной информации. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних делдолжны обеспечивать своевременное выявление родителей, отрицательно влияющих на детей. Это осуществляется путем изучения данных об образе жизни и связях родителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей. При выявлении родителей, отрицательно влияющих на детей, необходимо участие сотрудников всех подразделений органов внутренних дел. Сведения о неблагополучных семьях могут быть истребованы, например, в службе участковых уполномоченных полиции, из медицинских учреждений, детских учреждений (детских домов, детских садов, школ), от органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства и др. Только своевременный обмен информацией, согласованность действий органов системы профилактики сможет помочь эффективно защитить детей от насилия. При принятии указанными органами мер, последние не должны носить формальный характер, а в каждом конкретном случае – приниматься с учётом сложившейся обстановки.
Информация